# Хирургия

Александр Михайлович Дыхно

Всё, чем природа одарила этого человека, он без оглядки, щедро и бескорыстно отдавал людям, делам клиники, коллегам и больным. Своим ученикам он внушал свои принципы: «Если есть хоть один шанс из ста — хирург обязан идти на операцию».

Выдающийся отечественный хирург Александр Михайлович Дыхно родился в городе Смоленске в 1909 году в семье врачей.

Его отец Михаил Альбертович Дыхно был известным учёным в области социальной гигиены. При Смоленском университете Михаил Дыхно организовывал медицинский факультет и был избран его деканом. Заведовал кафедрами общей и социальной гигиены в Смоленском университете, Казанском институте усовершенствования врачей, Пермском, Ростовском (Ростов-на-Дону), Киевском, 3-м Московском мединститутах. Возглавлял лабораторию в Центральном институте эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи АМН СССР. Его перу принадлежат 60 научных работ. Михаил Альбертович написал первое Российское двухтомное руководство «Социальная патология» и «Социальная гигиена», которое было издано в 1930 году.

Мать - Мина Александровна Дыхно, доктор медицинских наук, акушер-гинеколог. Образование получила в Швейцарии. С 1909 года до конца жизни трудилась в ведущих акушерско-гинекологических клиниках в разных городах страны, переезжая вслед за мужем.

Александр окончил школу в неполные 16 лет. В связи с тем, что на медицинский факультет Казанского университета принимали только после 16 лет, изменил свой год рождения с 1911 на 1909 г., который и остался во всех официальных документах.

В студенческий годы Александр Дыхно занимался анатомией под руководством академика В. Н. Терновского, хирургией — у академика А. В. Вишневского. Окончил университет в 1931 году и уехал работать ассистентом на кафедру анатомии Пермского мединститута. Неуёмное стремление к обширному научному познанию привело Александра Михайловича в Ростов-на-Дону, к известному учёному Н. И. Напалкову, где он стал ассистентом на кафедре факультетской хирургии и научным сотрудником института травматологии и переливания крови.

Молодой исследователь защитил кандидатскую диссертацию «Артериальное кровоснабжение сухожилий и сухожильных влагалищ предплечья, кисти и пальцев», а в 1937 году — докторскую «Экспериментальные данные к учению о переломах шейки бедра». В 1935 году появляется первая работа, посвященная военно-полевой хирургии, в последующие годы были написаны еще несколько - «О проникающих ранениях брюшной полости», «Передвижная операционная газоубежища» и другие. В 1936 году он предложил два оригинальных способа шва сухожилия, нашедших широкое применение в практике.

В 1938 году умирает его учитель профессор Н. И. Напалков, и Александр Михайлович переезжает в столицу, где работает ассистентом хирургической клиники 3-го Московского мединститута. Ему присваивается звание профессора хирургии. В 1939 году первым в Советском Союзе удалил вилочковую железу при миастении. Данная операция - тимэктомия - получила широкой применение в детской и взрослой хирургии.

В последующие годы, уже после войны, Дыхно разработал ряд оригинальных способов операций на желудке, впервые применил органическое стекло «плексиглаз» в хирургии тазобедренного и коленного суставов.

В августе 1938 года, когда начались боевые действия в районе озера Хасан, Дыхно в числе десяти московских профессоров был командирован в район военных действий у озера Хасан.

Дальневосточный период жизни Александра Михайловича составил 11 лет. Дыхно назначают начальником хирургического отделения военного госпиталя, затем - ведущим хирургом Хабаровской железной дороги, КВЖД и железнодорожной больницы Хабаровска. В 1944-1948 годах он руководил Хабаровским мединститутом, а затем переехал в Махачкалу и в 1949-1951 годах заведовал кафедрой факультетской хирургии Дагестанского мединститута.

В 1951 году А. М. Дыхно прибыл с семьёй в Красноярск. Его пригласили возглавить кафедру госпитальной хирургии мединститута, а в Краевой больнице — всю хирургическую службу.

**Кандидат медицинских наук Лидия Константиновна Козлова вспоминает первую встречу с профессором А. М. Дыхно: «Профессор впечатляет. Он крупный, высокий, широкоплечий человек. Чёрные с залысиной волосы, большой красивый лоб, крупные жёсткие черты лица, тяжёлая челюсть, небольшие, зоркие, умные глаза. Говорит, слегка грассируя на звуке «р», это смягчает его лицо и общее впечатление. Руки сильного интеллигента, настоящие руки хирурга, с длинными, зауженными к концу пальцами, крохотная рубиновая булавка в галстуке и красивые запонки на манжетах, видных из-под рукавов халата. Профессор не спеша знакомится с сотрудниками кафедры и больничными врачами, включая нас, двух ординаторов,— Валю Красовскую и меня».

Александр Михайлович провел в Красноярске всего шесть лет, но оставил о себе яркую память. Профессор проводит уникальные операции, многие впервые в нашем городе и за Уралом: на сердце — перевязку незаращённого артериального (Боталлова) протока, гемагетактамию при объёмном образовании печени.

Часто его операции — сенсационные: удаление плотницкого гвоздя (120 мм) из полости черепа или — инородных тел со стороны задней поверхности сердца, блокировка суставов нижних конечностей для поднятия ползающих людей. Не было органа, на котором бы не оперировал Дыхно: «легко, свободно, артистично, анатомично». Он дал начало важнейшим направлениям в хирургии края: травматологии и ортопедии, урологии, стоматологии, нейрохирургии, онкологии.

**«Из Сухобузимского района доставлен в клинику молодой парень с жалобой на постоянную сильную головную боль и неуверенную походку. Проводят исследования. Рентген показывает, что в черепе у больного огромный плотницкий гвоздь длиной двенадцать сантиметров! Невероятно! Делают повторный снимок — гвоздь. Выясняется, что около десяти лет назад парень чистил гвоздём ружьё. Произошёл случайный выстрел, и гвоздь через глазницу попал в череп. Пострадавший скрыл от родителей истинную причину потери глаза. Он даже сам не подозревал о гвозде, пока не появилась боль. Операция по удалению гвоздя прошла успешно. На хирургическом обществе в огромном лекционном зале профессор Дыхно представил и больного после операции, и двенадцатисантиметровый гвоздь. «Зал был переполнен,— вспоминает кандидат медицинских наук Ирина Аверкиевна Дударь-Стесина.— Пришли медики посмотреть не только на это «чудо» и на больного, но и на того, кто это чудо совершил». Имя профессора Дыхно было на слуху не только у медиков Красноярска, но и у жителей города».

Коллеги и ученики восторгались каждым его действием. Его лекции по госпитальной хирургии были не только свежи, оригинальны и мудры подробным анализом клиники, диагностики, современным трактованием. Профессор, имея феноменальную память, не заглядывал в конспекты, мог назвать не только авторов, но год издания монографии, страницу и абзац. Лекции покоряли студентов, заставляли по-новому смотреть на избранную профессию. Его вопросы на экзаменах были неожиданными, он очень ценил ответы, в которых проявлялось нестандартное мышление. Успех студента в операционной или на экзамене встречал с одобрением и выражал свою радость бурно, эмоционально.

Профессор Дыхно лично читал весь курс лекций по госпитальной хирургии для молодых медиков и врачей, приезжавших в Красноярск из сельских больниц на курсы повышения квалификации. При нём увеличился штат преподавателей кафедры, были разработаны методические пособия по практическим занятиям, в хирургическом кабинете краевой больницы он проводил «консультативные среды», которые не могли вместить всех желающих.

Ни одно новое хирургическое или терапевтическое предложение в мире или стране не ускользало от взгляда Александра Дыхно.

** «Генетика считалась мракобесием, гены и хромосомы не признавались в СССР до середины пятидесятых годов. Не многие отваживались тайно проводить опыты по изучению наследственности, это грозило обвинением чуть ли не в измене Родине. И в это время в руки Александра Михайловича попадает французский журнал по генетике со статьёй о наследственных заболеваниях. Передовой учёный прекрасно понимает, насколько нужны эти знания коллегам. Журнал передаётся из рук в руки в запечатанном конверте, где-то на улицах, чтобы не видели ни родные, ни соседи, и с неизменным предупреждением: «Я тебя не видела и ничего тебе не давала» (вспоминает доцент Галина Денисовна Воробьёва). Несмотря на то, что «пропаганда американской медицины» было серьёзным обвинением, многие понимали значение новейших мировых исследований в области медицины (…)»

Нужно отметить, что Александр Михайлович был потрясающим практиком — современники отмечали, что его операции были похожи на хорошо отрепетированные спектакли, где не бывало неожиданностей или провалов. Каждая операция была особенной, доктор Дыхно вдохновлял своим примером молодых хирургов Красноярска.

Под руководством Александра Михайловича клиника, где базировалась кафедра госпитальной хирургии, стала консультативно-методическим центром Красноярского края. В регионе стала снижаться летальность при остром аппендиците и холецистите, ущемлённых грыжах, язвенных кровотечениях и других заболеваниях. Был освоен метод резекции желудка по Райхель-Полиа, модифицированный самим Дыхно. Эта модификация позволила значительно снизить количество послеоперационных осложнений.

С 1952 года Александр Дыхно назначен главным хирургом крайздравотдела. На посту он много внимания и сил уделял повышению квалификации врачей. Для районных и городских хирургов проводились курсы специализации и усовершенствования, профессор вел широкую переписку с молодыми специалистами, много выезжал в районы, лично знал каждого хирурга. В материалах III Красноярской краевой конференции хирургов отмечено, что с 1952 по 1955 год в крае на 50% увеличилось количество хирургических коек, во всех сельских районах стала оказываться хирургическая помощь, а в некоторых из них освоены операции резекции желудка, струмэктомия и т.п.

**«Кандидат медицинских наук Евгения Леонидовна Корчагина вспоминает: «Как-то районный хирург позвонил профессору домой и сказал, что выполнил пять операций под местным обезболиванием, но больные вели себя беспокойно. Оказалось, что новокаин был приготовлен не на изотоническом, а на гипертоническом растворе. Александр Михайлович сказал, что нужно делать, и сразу же вылетел в район. Все больные поправились.

А вот другой случай. Александр Михайлович направлялся по Енисею в Игарку. Теплоход пришвартовался в Туруханске. Воспользовавшись остановкой, Александр Михайлович направился в районную больницу, куда в это время доставили из далёкой фактории беременную женщину в тяжёлом состоянии. Профессор осмотрел её и сказал, что нужна экстренная операция — кесарево сечение. Вот как описывает происшедшее кандидат медицинских наук Валентина Макаровна Людкова, работавшая в то время хирургом Туруханской больницы: «Операцию он выполнил сам. Я ему ассистировала и была восхищена быстротой и виртуозностью, с которой был извлечён живой и здоровый ребёнок. Вся операция длилась не более десяти минут, а запомнилась мне на всю жизнь!»

Александр Дыхно был председателем Хабаровского и Красноярского обществ хирургов. В 1957 году в Красноярске благодаря Александру Михайловичу произошло знаковое для советской и красноярской медицины событие – 1-й Всероссийский пленум хирургов, на который собрались все известные учёные-хирурги из Москвы, Ленинграда, Горького, Куйбышева, Томска, Иркутска и других городов РСФСР.

В том же 1957 году А.М. Дыхно, по рекомендации главного хирурга Минздрава РСФСР профессора Н.И. Красовского стал готовить документы для поездки на Всемирный конгресс хирургов в Мексику. 30 июля, в Москве, у него случился третий инфаркт миокарда (первый инфаркт был в 1953 году), спасти доктора Дыхно не удалось. Ему было всего 45 лет.

Панихида прошла в Москве в траурном зале института Склифософского.

Могила Александр Дыхно находится на Троицком кладбище в Красноярске.

Александр Михайлович Дыхно очень много сделал для медицинской науки и практического здравоохранения. Огромное наследие профессора — плеяда учеников, выросших в видных учёных и блестящих хирургов. Он опубликовал свыше восьмидесяти научных работ, девять монографий. Под его руководством защищено тринадцать диссертаций. За заслуги перед Отечеством профессор Александр Михайлович Дыхно был награжден орденами «Красной Звезды», «Знак Почета», медалями: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Решением Крайисполкома клинике госпитальной хирургии Красноярского медицинского института присвоили имя профессора А. М. Дыхно. В фойе краевой больницы в память об Александре Михайловиче установлена мемориальный барельеф, на котором профессор Дыхно держит руку на пульсе больного, вслушиваясь в биение его сердца. Именем хирурга назван буксир Енисейского речного пароходства.

В 2010 году, к столетию со дня рождения Александра Дыхно, в новосибирском издательстве «Наука» вышла книга о великом хирурге.

Жена Александра Михайловича, Елена Яковлевна Дыхно, работала врачом-неврологом. В 1941 году закончила ординатуру на кафедре нервных болезней и была ассистентом на кафедре неврологии Хабаровского мединститута. В Красноярске Елена Яковлевна работала доцентом кафедры нервных болезней. Она является основателем физиотерапевтической службы в Красноярском крае и организатором Краевого научно-практического общества физиотерапевтов.

Дети и внуки Александра и Елены Дыхно продолжили медицинскую династию. Сын, Юрий Александрович Дыхно, доктор медицинских наук, Заслуженный врач Российской Федерации, 16 лет заведовал в краевом онкологическом диспансере отделением торакальной хирургии и более 20 лет заведовал кафедрой онкологии и лучевой терапии Красноярского медицинского института. Внук Александр Юрьевич Дыхно - кандидат медицинских наук, врач-онколог-хирург ФНКЦ ФМБА России в Москве.

[gallery size="full" link="file" ids="582,585,584,586,587,588,589,583"]

 

** В статье использованы материалы:

«Светя другим — сгораю», авторы: Эрнест Дыхно, Юрий Дыхно, Евгения Крылова (журнал «День и ночь» №2, 10.05.2012)